Об этом сообщил Президент РФ Путин В.В. на третьем форуме «Пояс и путь» в Пекине Путин в октябре прошлого года.
По его словам, Северный морской путь станет частью международного коридора «Север-Юг». В результате российские порты на Балтике и в Арктике будут связаны с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана.
Севморпуть на треть короче маршрута через Суэцкий канал, что сокращает продолжительность транспортировки до менее чем двух недель.
Справочно: длина маршрута Северного морского пути между Европой и Азией составляет всего 13 тыс. км по сравнению с 21 тыс. км, пройденным по маршруту Суэцкого канала.
Несмотря на то, что история Пути началась почти век назад, только в последние годы с развитием технологий и изменением климата развитие коридора ускорилось. Сильным триггером послужила и смена геополитической риторики.
Справочно: План развития Северного морского пути до 2035 года был утверждён Правительством в августе 2022 года. План насчитывает более 150 мероприятий, общий объём финансирования которых составляет почти 1,8 трлн рублей.
Объем грузоперевозок по Севморпути за 2023 год превысил 36 млн тонн. В текущем году его планируется увеличить до 80 млн тонн, а к 2035 году – до 160 млн тонн.
В свою очередь, Китай проявляет интерес к Проекту и оценивает возможность соединения Северного морского пути с китайским Шелковым путем для создания глобального и конкурентоспособного маршрута, соединяющего Восточную Азию с Европой.
Справочно: около 90% китайской продукции перевозится морским путем. В этом контексте Северный морской путь рассматривается как жизнеспособная альтернатива некоторым проблемам, возникающим из традиционных морских путей, таких как Суэцкий канал или Южно-Китайское море и Малаккский пролив.